Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

2 августа 2009 года Президент Российской Федерации Д. Медведев подписал поручение о введении в общеобразовательных учреждениях по выбору один из пред­метов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддий­ской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

 

Книга для родителей 

Презентация для родителей 1

Презентация для родителей 2

Рабочая программа

 

  • Приказ Комитета по делам образования города Челябинска  от 09.01.2017 г. №16-02/14  «О подготовке общеобразовательных организаций города Челябинска к реализации учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2017-2018 учебном году»

Информация для родителей о выборе курса ОРКСЭ в 2017-2018 учебном году.

 

В 2017-2018 учебном году в МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска» продолжается реализация учебного предмета ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики). Преподавание учебного предмета ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС НОО осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней.

В соответствии с приказом Комитета по делам образования города Челябинска от 09.01.2017 года № 16-02/14 «О подготовке общеобразовательных организаций города Челябинска к реализации учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2017/2018 учебном году» с 8 февраля по 9 февраля 2017 года в МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска» прошла процедура ознакомления и выбора содержательного модуля учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) в форме родительских собраний (для обучающихся 3-х классов и их родителей) на которых обсуждались следующие вопросы:

  •   Ознакомление с особенностями содержания модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»:
      • Основы православной культуры;
      • Основы исламской культуры;
      • Основы буддийской культуры;
      • Основы иудейской культуры;
      • Основы мировых религиозных культур;
      • Основы светской этики.
  • Ознакомление с учебниками по модулям учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках школьной библиотеки.
  • Выбор модулей учебного предмета  «Основы религиозных культур  и светской этики» (согласно п.2 ст.87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включённых в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.  Следовательно, принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия родителей (законных представителей) не допускается.)

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается  в  4 классах (по 34 часа), имеет воспитательный, культурологический, нравственно-развивающий характер, его целью является формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России.

Результаты выбора модулей курса ОРКСЭ зафиксированы протоколом родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей)

№ п/п

Название модуля

Кол-во обучающихся

1. Основы православной культуры 9
2. Основы мировых религиозных культур 72
3. Основы светской этики 56
Всего: 137

Информация о проведении родительских собраний в 3-х классах

 МАОУ «Лицей№ 35 г. Челябинска» 

по подготовке к реализации курса ОРКСЭ в 2017-2018 учебном году

Наименование ОУ

Дата

Время

Адрес местонахождения

Проведения родительского собрания

МАОУ «Лицей № 35  г. Челябинска»

(31,35)

08.02.2017 18-30 ул. Молодогвардейцев,18
МАОУ лицей № 35

(32 , 33 , 3 4)

09.02.2017 18-00 ул. Молодогвардейцев,18

 

 

Результаты выбора модулей курса ОРКСЭ по классам зафиксированы протоколом родительских собраний

Классы Кол-во уч-ся

ФИО учителя

Основы светской этики

Основы мировых религиозных культур

Основы православной культуры

3-1

29

 Ишукова Ю.А.

29

3-2

28

 Бабичева Е.Ю.

28

3-3

25

 Безменова Л.М.

25

3-4

28

 Шкитова О.М.

19

9

3-5

27

 Кондратьева И.А.

27

ИТОГО

137

 

56

72

9

 

 

Учебный предмет ОРКСЭ адресован учащимся 4 классов, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

В качестве основного методологического принципа реализации предмета выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного предмета культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Курс ОРКСЭ является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая рассматривается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Основными задачами учебного курса ОРКСЭ являются:

  • знакомство учащихся с содержанием одного из учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики»;
  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основными условиями воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника при изучении курса выступают:

  • организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в рамках изучения курса как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
  • практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;
  • обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках учебного предмета.

 

Полезные ссылки:

http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

http://www.rg.ru/2011/11/08/religia.html