Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

2 августа 2009 года Президент Российской Федерации Д. Медведев подписал поручение о введении в общеобразовательных учреждениях по выбору один из пред­метов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддий­ской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

 

Книга для родителей 

Презентация для родителей 1

Презентация для родителей 2

Рабочая программа

 

 

Информация для родителей о выборе курса ОРКСЭ в 2018-2019 учебном году.

 

В 2018-2019 учебном году в МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска» продолжается реализация учебного предмета ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики). Преподавание учебного предмета ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС НОО осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней.

В соответствии с приказом Комитета по делам образования города Челябинска от 19.01.2018 года № 16-02/280 «О подготовке общеобразовательных организаций города Челябинска к реализации учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2018/2019 учебном году» 15 февраля 2018 года в МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска» прошла процедура ознакомления и выбора содержательного модуля учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) в форме родительских собраний (для обучающихся 3-х классов и их родителей (законных представителей) на которых обсуждались следующие вопросы:

  • Ознакомление с особенностями содержания модулей курса ОРКСЭ:
    • Основы православной культуры;
    • Основы исламской культуры;
    • Основы буддийской культуры;
    • Основы иудейской культуры;
    • Основы мировых религиозных культур;
    • Основы светской этики.
  • Ознакомление с учебниками по модулям в рамках школьной библиотеки.
  • Выбор модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
  • Встреча с представителями конфессий.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классах (34 часа), имеет воспитательный, культурологический, нравственно-развивающий характер, его целью является формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России.

Результаты выбора модулей курса ОРКСЭ зафиксированы протоколом родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей)

№ п/п

Название модуля

Кол-во обучающихся

1. Основы мировых религиозных культур 60
2. Основы светской этики 89
Всего: 149

 

Кроме того, проведено анкетирование родителей (законных представителей) по изучению мнения о введении изучения курса ОРКСЭ в начальной школе. Результаты анкетирования показали следующее:

  • Считают нужным введение курса ОРКСЭ — 92% родителей;   Предпочтение отдают изучению следующих модулей:
    • Основы мировых религиозных культур – 94% родителей;
    • «Основы светской этики» — 97%родителей;
    • «Основы православия» — 62% родителей.
  • Результаты по изучению выбранного модуля:
    • — воспитание нравственных устоев – 81%;
    • — возвращение семейных традиций- 78%;
    • — уважение к традициям своего народа- 82%;
    • — патриотизм- 77%  и т.д.

 

 

Регламент проведения  собраний для родителей 3-х классов

 МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска» 

по реализации учебного предмета ОРКСЭ в 2018-2019 учебном году

№ п/п ОО/класс

Дата проведения

Время проведения

Место проведения

Ответственный специалист (ФИО, должность, тел.)

1.

3-1

15.02.2018

18-00 час.

 202 каб.  Скилкова Л.В.
2.

3-2

 15.02.2018  18-00 час.

201 каб.

 Скилкова Л.В.
3.

3-3

15.02.2018  18-00 час.

208 каб.

 Скилкова Л.В.
4.

3-4

 15.02.2018  18-00 час.

206 каб.

Скилкова Л.В.

5.

3-5

 15.02.2018

18-00 час.

 212 каб.  Скилкова Л.В.

 

 

Учебный предмет ОРКСЭ адресован учащимся 4 классов, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

В качестве основного методологического принципа реализации предмета выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного предмета культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Курс ОРКСЭ является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая рассматривается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Основными задачами учебного курса ОРКСЭ являются:

  • знакомство учащихся с содержанием одного из учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики»;
  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основными условиями воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника при изучении курса выступают:

  • организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в рамках изучения курса как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
  • практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;
  • обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках учебного предмета.

 

Полезные ссылки:

http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

http://www.rg.ru/2011/11/08/religia.html